Комитет по образованию Мингорисполкома
Управление по образованию администрации Заводского района г.Минска
Государственное учреждение образования "Средняя школа № 142 г. Минска"
Постановление Министерства образования от 18 июня 2020 г. № 135 "О перечне учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формах проведения выпускных экзаменов в 2020/2021 учебном году" определяет перечень учебных предметов, по которым в 2020/2021 учебном году будут проводиться выпускные экзамены, а также формы проведения выпускных экзаменов.
В сравнении с 2019/2020 учебным годом перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены и формы их проведения, не изменились.
Синило Светлана Викторовна, директор
(8017) 364-13-71
Евменова Инесса Антоновна, заместитель директора по учебной работе
(8017) 364-23-72
27 мая 2011 г. № 45
На основании пункта 5 статьи 165 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство здравоохранения Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1.Установить перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, согласно приложению.
2 .Признать утратившим силу постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 3 октября 2006 г. № 80 «Об определении перечня заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., №170, 8/15148).
3.Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2011г.
Министр В.И. Жарко
Перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов
№п/п
Наименование заболеваний
Сроки освобождения от выпускных экзаменов
1
Инфекционные и паразитарные заболевания:
1.1
кишечные инфекции (холера, тиф и паратиф, дизентерия, ботулизм)
До выздоровления и окончания срока изоляции
1.2
бактериальные зоонозы
1.3
другие бактериальные заболевания (дифтерия, коклюш, скарлатина, менингококковая инфекция, септицемия, актиномикоз и другое)
1.4
риккетсиозы
1.5
вирусные геморрагические лихорадки
1.6
вирусные инфекции, характеризующиеся поражением кожи и слизистых оболочек (ветряная оспа, опоясывающий лишай, корь, краснуха)
1.7
острый вирусный гепатит
До выздоровления
1.8
заболевание, вызванное вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)
Постоянно
1.9
другие вирусные заболевания:
1.9.1
эпидемический паротит
1.9.2
инфекционный мононуклеоз (тяжелое и среднетяжелое течение)
1.10
активный туберкулез органов дыхания и внелегочных локализаций
2
Злокачественные новообразования всех локализаций
1 год после окончания химиолучевой терапии при наступлении ремиссии
3
Заболевания крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм:
3.1
анемии (среднетяжелая и тяжелая формы), связанные с питанием, и гемолитические
Не менее 6 месяцев после нормализации показателей крови
3.2
апластические анемии врожденные
3.3
апластические анемии приобретенные
1 год после окончания специального лечения
3.4
гемофилия (среднетяжелая и тяжелая формы)
3.5
агранулоцитоз
До 6 месяцев от наступления ремиссии
3.6
идиопатическая тромбоцитопеническая пурпура (болезнь Верльгофа)
Не менее 1 года после нормализации уровня тромбоцитов
3.7
геморрагический васкулит
Не менее 9 месяцев после обострения
3.8
состояние после трансплантации костного мозга, печени, почек, других органов
До 5 лет после окончания иммуносупрессивной терапии
3.9
иммунодефицитные состояния (кроме ВИЧ), сопровождающиеся рецидивами инфекционных осложнений, патологическими изменениями кроветворной системы, других органов
4
Заболевания эндокринной системы:
4.1
заболевания гипофиза, щитовидной железы, надпочечников, паращитовидных желез со значительным или умеренным нарушением функции в состоянии клинико-гормональной субкомпенсации или декомпенсации на фоне медикаментозной терапии
4.2
состояние после медицинских процедур на эндокринной железе (оперативное удаление, в том числе частичное, лучевая терапия и другое) в состоянии клинико-гормональной субкомпенсации или декомпенсации на фоне заместительной терапии
4.3
сахарный диабет (состояние клинико-метаболической субкомпенсации или декомпенсации)
5
Психические расстройства и расстройства поведения:
5.1
шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
Индивидуально по заключению врачебно-консультационной комиссии (далее – ВКК) с обязательным участием врача-психиатра-нарколога
5.2
психозы различной этиологии
Индивидуально по заключению ВКК с обязательным участием врача-психиатра-нарколога
5.3
расстройства поведения с социальной дезадаптацией, расстройства личности с частыми декомпенсациями
Индивидуально по заключению ВКК с обязательным участием врача-психиатра- нарколога
5.4
невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства
5.5
аффективные расстройства (расстройства настроения)
5.6
органические, включая симптоматические, психические расстройства
5.7
комбинирование вокализмов и множественных моторных тиков (синдром де-ла-Туретта)
5.8
хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания
6
Заболевания нервной системы:
6.1
воспалительные, демиелинизирующие заболевания центральной нервной системы и их последствия, сопровождающиеся выраженными и резко выраженными расстройствами двигательных, чувствительных, координаторных и других функций нервной системы
6.2
наследственные атаксии с выраженными и резко выраженными двигательными нарушениями
6.3
спинальная мышечная атрофия с выраженными и резко выраженными двигательными нарушениями
6.4
дистония торсионная (генерализованная форма)
6.5
эпилепсия с частыми припадками, не контролируемыми лекарственными средствами
6.6
полиневропатии и другие поражения периферической нервной системы с выраженными и резко выраженными двигательными и другими остаточными нарушениями
6.7
прогрессирующие мышечные дистрофии и врожденные миопатии с выраженными и резко выраженными двигательными нарушениями
6.8
детский церебральный паралич и другие паралитические синдромы с выраженными и резко выраженными двигательными нарушениями
6.9
spina bifida (неполное закрытие позвоночного канала) с выраженными и резко выраженными двигательными и тазовыми нарушениями
7
Заболевания глаза и его придаточного аппарата:
7.1
заболевания склеры, роговицы, сосудистой оболочки, сетчатки, зрительного нерва, имеющие прогрессирующее или рецидивирующее течение
7.2
двусторонняя афакия или артифакия
7.3
односторонняя афакия или артифакия
До 1 года после хирургического вмешательства
7.4
глаукома
7.5
осложненная хориоретинальная миопия независимо от степени (при хронической периферической дистрофии сетчатки с наличием предразрыва и разрыва)
7.6
состояние после хирургического вмешательства на сетчатке
7.7
состояние после лазерной коагуляции сетчатки
Индивидуально до 3 месяцев после медицинского вмешательства
7.8
проникающие ранения и контузии органа зрения средней и тяжелой степени тяжести
Не менее 6 месяцев после травмы, далее индивидуально в зависимости от исхода
8
Двусторонняя тугоухость III, IV степени
Постоянно от письменных экзаменов с восприятием текста на слух
9
Заболевания системы кровообращения:
9.1
острая ревматическая лихорадка
До 1 года после последней атаки
9.2
хронические ревматические заболевания сердца с явлениями сердечной недостаточности
9.3
артериальная гипертензия II, III степени (диагноз должен быть подтвержден медицинским обследованием в стационарных условиях)
9.4
неревматические поражения клапанного аппарата сердца и мышцы сердца с явлениями сердечной недостаточности
9.5
кардиомиопатии (дилатационная, гипертрофическая, рестриктивная)
9.6
врожденные аномалии системы кровообращения с явлениями сердечной недостаточности
9.7
состояния после хирургических вмешательств на сердце с явлениями сердечной недостаточности
9.8
сердечная недостаточность
9.9
нарушения сердечного ритма (получающие противоаритмические лекарственные средства, получившие лечение методом радиочастотной абляции и (или) с имплантированным кардиостимулятором)
10
Заболевания органов дыхания:
10.1
хронические заболевания нижних дыхательных путей, врожденные аномалии легкого с частыми обострениями (3 и более раза в год), и (или) явлениями дыхательной недостаточности, и (или) легочной гипертензией
10.2
хронические заболевания нижних дыхательных путей, врожденные аномалии легкого с редкими обострениями (до 2 раз в год)
До окончания обострения
10.3
бронхиальная астма (тяжелое течение)
10.4
муковисцидоз средней и тяжелой степени тяжести
10.5
операции по поводу гипоплазии легких и бронхоэктатической болезни
До 6 месяцев после операции
10.6
пневмония, подтвержденная рентгенологическим исследованием
10.7
саркоидоз
11
Заболевания органов пищеварения:
11.1
язва желудка и (или) двенадцатиперстной кишки
11.2
неспецифический язвенный колит
11.3
болезнь Крона
11.4
хронический гепатит с высокой или умеренной степенью активности и (или) фиброзом
11.5
фиброз печени и (или) цирроз печени
11.6
печеночная недостаточность
11.7
хронический панкреатит
12
Распространенные и часто рецидивирующие (2 и более раза в год) псориаз, эпидермолиз
13
Заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани:
13.1
ревматоидный артрит, юношеский (ювенильный) артрит и другие воспалительные артропатии с нарушением функции сустава и частыми обострениями
13.2
системные поражения соединительной ткани
13.3
деформации позвоночника и (или) грудной клетки III, IV степени со значительными нарушениями функции органов грудной клетки
14
Заболевания мочеполовой системы:
14.1
гломерулярные хронические заболевания почек (быстропрогрессирующий нефритический синдром, хронический нефритический синдром, нефротический синдром, наследственная нефропатия)
14.2
хронический тубулоинтерстициальный нефрит
До 3 месяцев после последнего обострения
14.3
почечная недостаточность
14.4
острый нефритический синдром
До 6 месяцев после выписки из организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях (далее – стационар)
14.5
острый тубулоинтерстициальный нефрит
До 1 месяца после выписки из стационара, далее индивидуально в зависимости от исхода
15
Беременность, роды
Нормально протекающая беременность с 22 недель, патологически протекающая в течение всей беременности
16
Послеродовой период
До 70 дней, при грудном вскармливании до 6 месяцев
17
Операция по поводу аппендицита
2 недели после выписки из стационара
18
Операция по поводу грыжи
19
Операция по поводу непроходимости кишечника
1 месяц после выписки из стационара
20
Переломы костей верхних конечностей
В период иммобилизации от всех экзаменов, до 1 месяца со дня снятия иммобилизации от выпускных экзаменов, проводимых в письменной форме, при переломах костей ведущей руки
21
Переломы костей нижних конечностей
До 3 недель со дня снятия иммобилизации
22
Переломы черепа, позвоночника
3 месяца после выписки из стационара, далее индивидуально в зависимости от исхода
23
Черепно-мозговые травмы, травматические повреждения спинного мозга:
23.1
без последствий или с минимальными неврологическими нарушениями
До 2 месяцев после получения травмы
23.2
со стойкими умеренно выраженными и выраженными неврологическими нарушениями
24
Последствия травм, отравлений и других воздействий внешних причин с выраженными и резко выраженными нарушениями функций органов и систем
25
Состояние, связанное с наличием искусственного отверстия (трахеостома, гастростома, илеостома, колостома, цистостома и другое)
26
Тяжелые нарушения речи (моторная и сенсорная алалия, афазия, выраженная дизартрия)
Постоянно от выпускных экзаменов, проводимых в устной форме
27
Высокая степень заикания
28
Заболевания, не вошедшие в настоящий перечень и приведшие к умеренным, выраженным и резко выраженным ограничениям жизнедеятельности (функциональные классы 2–4)
Индивидуально по заключению ВКК
1. При подготовке к экзамену на рабочем месте не должно быть ничего лишнего, мешающего.
2. Перед занятиями проветрите комнату, выключите телевизор, радио.
3. Не рекомендуется заниматься поздно вечером, такая работа менее эффективна, материал не усваивается.
4. Взяв билет, начинайте готовиться с того вопроса, который, пусть совсем немного, но для вас легче. Напишите примерный план ответа. Когда вы это сделаете, то сразу почувствуете некоторое облегчение. Вы как бы освободитесь от нервозности и вся ваша энергия будет направлена на экзаменационный ответ.
5. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение.
6. Вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торопитесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме.
7. Вы ошиблись? Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы заметили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если вам укажут на ошибку, и вы не уверены в своей правоте, лучше согласитесь. Не бойтесь ошибок! Используя ошибки, учитесь лучше разбираться в усваиваемом материале.
8. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Готовясь к предстоящему экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь. Напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, долгожданного победного ответа. Учитесь ставить конкретные цели и стремитесь к их реализации.
Подготовка к экзамену
1. Прежде, чем начать подготовку к экзаменам, следует подготовить свое рабочее место. Надо продумать все, чтобы заниматься было удобно, чтобы ничего не отвлекало от занятий, чтобы все необходимое для подготовки к экзамену было под рукой: учебники, пособия, тетради или бумага для записей и другое. Психологи, изучающие влияние цвета на человека, рекомендуют ввести в интерьер цветовые «пятна»: желтые, оранжевые, фиолетовые, поскольку они повышают интеллектуальную активность.
2. Необходимо продумать порядок подготовки к экзаменам. Желательно составить план, в котором постараться определить объем материала для ежедневных занятий, с учетом имеющегося на подготовку к экзамену времени.
3. При планировании ежедневных занятий целесообразно учесть ваши индивидуальные особенности, определить, кто вы – «сова» или «жаворонок». В зависимости от этого максимально загрузить утренние или вечерние часы.
4. Составляя план на каждый день подготовки, лучше четко определять, какие разделы предмета вы будете именно сегодня изучать.
5. Определите для себя как целесообразнее в процессе подготовки распределить изучение сложного или хорошо знакомого материала. Проявляйте в этом вопросе гибкость в зависимости от вашей работоспособности в день подготовки.
6. Обязательно следует чередовать работу и отдых. Например, 40 минут занятий, 10 минут – отдых. Во время отдыха желательно смотреть вдаль, например, в окно, особенно на живую природу.
7. Полезно повторять материал по предложенным экзаменационным вопросам.
8. В конце каждого дня подготовки к экзамену, следует проверить, как вы усвоили материал.
9. При подготовке к экзаменам полезно структурировать материал при помощи составления планов ответа на вопросы, схем, сравнительным таблиц, причем обязательно это делать не в уме, а фиксировать на бумаге. Когда вы записываете план ответа на вопрос, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, то есть, делаете то же самое, что надо будет делать на экзамене. Планы практически полезны еще и потому, что удобно использовать при повторении материала.
10. Никогда не надо стараться выучить весь материал наизусть. Важно понять материал, поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях и понятиях.
11. Перед устными экзаменами ответы на наиболее трудные для вас вопросов хорошо бы проговаривать вслух стоя перед зеркалом, обращая внимание на мимику, жесты, позу. Психологи установили, что чем больше различия в состоянии человека в тот момент, когда он готовится к экзамену (получает информацию) и сдает экзамен (воспроизводит информацию), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Когда вы рассказываете материал при ответе, вы сближаете эти два состояния. Полезно рассказывать ответы на экзаменационные вопросы кому-либо (родителям, друзьям, одноклассникам).
12. Обязательно научитесь хорошо выполнять практические задания. Учитесь объяснять, как вы их выполняли, каким был ход ваших рассуждений.
13. Обязательно посетите консультацию к экзамену, на которой вы сможете выяснить имеющиеся у вас вопросы по экзаменационному материалу, получить рекомендации учителя.
Накануне экзамена
1. Оставьте один день перед экзаменом на повторение материала, а перед устным экзаменом – время на то, чтобы пересказать ответы на вопросы кому-нибудь или самому себе.
2. Не следует повторять билеты по порядку. Проведите повторение материала в виде ролевой игры: проиграйте ситуацию экзамена с вытягиванием билетов и ответа на них.
3. Во время этой ролевой игры, осуществляйте подготовку к ответу: запишите план ответа на вопрос, используйте другие формы записи ответа на вопрос (планы-тезисы, тезисы, таблицы, схемы).
4. Откажитесь от вечерних занятий, совершите прогулку и рано ложитесь спать.
Рекомендации по заучиванию материала
Желаем удачи на экзаменах!