Комитет по образованию Мингорисполкома
Управление по образованию администрации Заводского района г.Минска
Государственное учреждение образования "Средняя школа № 142 г. Минска"
В школе проходит эмоциональное, социальное и психическое становление личности учащегося. Поэтому работа по профессиональному и личностному самоопределению школьников просто не может носить случайный характер, а должна проводиться на постоянной основе. Именно в этом случае у работников школы появляется реальная возможность как-то повлиять на воспитание потребности учащихся в профессиональной деятельности и готовности к самоопределению.
В результате при организации профориентационной работы с учащимися появляется возможность предоставить им более полную информацию по вопросам выбора профессии и, при необходимости, расширить её. Это помогает учащимся на этапе принятия решения всесторонне взвесить все факторы будущей жизни, не оказаться сразу после получения профессии в числе безработных или отказаться от работы по специальности, что приведёт снова к проблеме «Кем быть?»
Взросление личности учащегося следует рассматривать как приоритетную задачу профориентационной поддержки процесса социализации и индивидуализации личности. При этом критерием взросления личности на III ступени получения общего среднего образования целесообразно считать развитие профориентационной компетентности старшеклассников.
Однако в большинстве современных учреждений образования страны существуют определённые сложности с профориентационной работой: 1) её многоаспектность и относительно большая загруженность педагогов учебной работой, а учащихся – дополнительными занятиями по подготовке к поступлению, что зачастую приводит к формализму в профориентации; 2)снижение уровня заинтересованности воспитательной работой в данном направлении по причине бедности дидактических материалов (если не считать листовок о ВУЗах и ССУЗах); 3) невозможности посетить дни открытых дверей всех учреждений образования, которые заинтересовали ребят; 4)низкий уровень мобильности проводимой работы.
С целью преодоления данных сложностей заместителем директора и членами методических объединений по информатизации, классных руководителей был разработан и внедрён проект «Профессия.by» (с 2013 года). В основе его – использование возможностей распределённой воспитательной среды.
Распределённое образование — «образование, при котором учащийся с помощью компьютерных технологий и средств телекоммуникаций обучается одновременно в разных образовательных учреждениях и (или) у территориально удалённых друг от друга педагогов» [1, с. 214].
В образовательной системе распределённого типа ключевую роль занимает наставник (тьютор) учащегося, помогающий ему выстраивать индивидуальную траекторию своего развития. В качестве тьютора в нашей школе выступает классный руководитель. Благодаря участию в различных школьных семинарах по изучению тьюторства, у него формируется достаточный уровень профессиональной компетентности в данном направлении деятельности. В связи с этим были сформулированы требования к педагогическим умениям тьюторов в реализации проектной деятельности: прогностические (развитая способность формулировать ближние и дальние цели деятельности); организаторские (способность организовывать деятельность распределённых профориентационных площадок); коммуникативные (устанавливать педагогически целесообразные отношения с участниками проектной деятельности; реализовывать демократический стиль общения); умения осуществлять индивидуальный подход (изучать индивидуальные особенности учащихся, осуществлять помощь в коррекции их поведения, обосновывать приёмы и методы дифференцированного подхода в профориентационной работе); умения исследовательской деятельности (обосновывать различные проблемы профориентационной работы в школе, находить теоретическое и научно-обоснованные решения, обобщать и осмысливать имеющийся опыт).
Параллельно с проведением обучающих для классных руководителей семинаров осуществлялось создание распределённых профориентационных площадок согласно основным типам профессий: "человек - природа" (контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая и др.); "человек – техника" (пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники и др.); "человек – человек" (судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог и др.); "человек – знаковая система" (корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор и др.); "человек – художественный образ" (искусствовед, музыковед, театровед и др.).
За каждой площадкой закреплён тьютор (классный руководитель), который обеспечивает использование различных инструментов информационных коммуникационных технологий, а именно: работа в Word: статьи, тесты и т.д.; работа в Power Point: мультимедийные презентации педагогов и учащихся; работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы; работа в Activstudio3: интерактивные тесты, просмотр видео; поиск и обработка информации в сети Интернет; организация медиамостов с другими площадками; создание электронных ресурсов для школьной медиатеки.
Самая интересная форма использования ИТ классным руководителем – это ведение фотоархивов, проведение творческих отчетов. Собранные фото и видеоматериалы можно использовать для создания специальных «интерактивных» альбомов по ежегодной презентации распределённых профориентационных площадок.
Новые современные возможности помогают в работе не только с учащимися, но и с их родителями, ведь одним из важнейших социальных институтов профориентации является семья. Работа с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребёнка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребёнка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении. Основные формы сотрудничества с родителями: проведение мастер-классов (в том числе интерактивных), профориентационных университетов, совместная с учащимися разработка электронных образовательных продуктов.
Применение компьютера как средства обработки информации используется в следующих направлениях деятельности тьютора (классного руководителя): ведение журнала посещений распределённых профориентационных площадок, проверка Дневников профориентационного развития, мониторинг успеваемости. Данные отчеты формируются с помощью электронных таблиц Microsoft Excel; база данных по площадке формируется с помощью Microsoft Access.
Результатом внедрения проекта стало:
- в 2015 году – не менее 64% посещаемости учащимися 9-11 классов по всем распределённым профориентационным площадкам;
- 87-процентное распределение выпускников с учётом их профориентационных запросов;
- создание методической копилки профориентационных занятий в электронном виде;
- повышение успеваемости на уроках информатики;
- повышение информационной культуры учащихся;
- повышение заинтересованности в участии жизни класса.
Разработанная система образования в области профессиональной ориентации обучающихся способствует формированию условий, при которых обучающийся осуществляет самостоятельный осознанный выбор своей будущей профессиональной деятельности, а так же снижает тревожность в ситуации выбора профессии у старшеклассников, делает этот выбор не формальным, а личностно выверенным.
Она используется при организации воспитательной работы с привлечением всех субъектов образовательного процесса и государственных социальных институтов (проведение факультативных занятий, внеклассных мероприятий, в том числе в шестой школьный день, в процессе организации летнего школьного отдыха, в практике работы СППС, организации продуктивного взаимодействия с родителями и др.).
Список использованных источников
1. Андрианова, Г.А. Компетенции субъектов системы распределенной образовательной деятельности: опыт проектирования и реализации / Г.А. Андрианова // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: НПК «ИНЭК», 2007. – С.214-219.
Согласно Кодекса Республики Беларусь об образовании, «итоговая аттестация по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования выражается в выставлении результирующих отметок по учебным предметам» [1, с. 236]. Т.о. участие учащихся в экзаменационной компании – закономерный и узаконенный этап их обучения. В школах нашей страны уже с 2014/2015 учебного года в качестве экзамена определён такой достаточно сложный учебный предмет, как история Беларуси. Поэтому было решено создать и внедрить в образовательный процесс электронный образовательный ресурс «Экзамен по истории Беларуси на успешно», позволяющий эффективно вести подготовку к выпускному экзамену.
Его создание было осуществлено в течение одного учебного года в рамках реализации проекта силами автора статьи и учащихся 10-11 классов.
ЭОР представлен в головном компьютере школьного учебного кабинета истории в виде структурных формул, которые строятся следующим образом:
- имеют естественную структуру: главы, параграфы, пункты и т.д. В тексте ЭОР мы выделили структурные единицы, например: понятия, задачи, вопросы, гипотезы и т.п. Набор таких структурных единиц определяется особенностями учебного предмета «История Беларуси». В свою очередь, каждая структурная единица получает свое название и номер, состоящий из трех чисел, разделенных точками. Например, «5.23.6. Как была образована БССР». Первое число показывает номер главы, второе – номер параграфа, а третье – номер собственно структурной единицы внутри соответствующего параграфа. Внутри структурной единицы выделяют содержание, обоснование, рисунок. В нашем случае это историческое место, историческое время, историческое действие;
- затем устанавливаются связи между выделенными структурными единицами. Если структурные единицы связаны внутри одного параграфа, то их взаимосвязь показывается графически в виде горизонтальных и вертикальных линий, идущих сверху вниз от одной структурной единицы к другой, логически из нее вытекающей. Таким образом выстраивается иерархия структурных единиц соответствующего параграфа. Если же логические связи объединяют структурные единицы из разных параграфов, то используется система ссылок: слева от структурной единицы указываются номера структурных единиц, которые используются при ее изложении, а справа – номера тех структурных единиц, при изложении которых в дальнейшем будет использоваться данная структурная единица.
При проектировании ЭОР решили, что он будет состоять из основных пяти предметных блоков, таких как:
- главная (оглавление, инструкция по использованию);
- теоретический материал;
- практический материал;
- тестовые работы;
- презентации и электронные учебники.
С целью систематизации материала ЭОР, а в дальнейшем для осуществления тематического контроля в состав электронного учебника нами были добавлены обобщающие параграфы по каждой главе, в которых была представлена в сжатом виде структура содержания главы.
Кроме этого, на базе ЭОР мы разработали тестовые системы контроля по каждому параграфу и каждой структурной единице. С помощью созданных нами тестов учитель может исследовать степень подготовленности школьников в различных направлениях: усвоение понятий и обобщений по учебному предмету; сформированность умений и навыков работы с текстом, иллюстрациями, картами, схемами, таблицами, алгоритмами.
Тесты составлялись с учетом последовательности изучения темы и формирования умения в пределах темы, что позволяет выяснить, на каком этапе обучения происходит сбой в их усвоении.
Работают обучающиеся индивидуально, а после сбора и обработки полученных результатов компьютером заполняется таблица на каждого отдельного учащегося и в целом на класс. Этот режим превращает электронную модель в контролирующую систему, отличающуюся валидностью и объективностью оценок знаний учащихся, позволяет осуществлять мониторинг уровня обученности. После окончания тестирования информация «запоминается», и по запросу педагога сообщается результат по каждому обучающемуся.
Тесты являются экономной, целенаправленной и индивидуальной формой контроля. С их помощью выявляются пробелы в знаниях, проверяется, насколько осознанно учащиеся владеют теоретическим материалом, как умеют применять его на практике. Это позволяет учителю в наиболее благоприятное время внести необходимые коррективы в дальнейшую работу с тем или иным учеником либо классом в целом.
Дизайн ЭОР за неимением возможности привлечь профессионального художника осуществлялся самим автором работы и его учащимися. В графическом редакторе осуществлялась разработка внешнего вида ЭОР (главной страницы и ключевых страниц), создание индивидуальной графики, выбор цветового и шрифтового решения. Также производилась оптимизация графики для каждой страницы, с учетом которой максимальное качество изображения должно сохраняться при минимальном размере файла.
ЭОР может быть использован непосредственно в работе с учащимися на уроках для изучения нового материала, организации самостоятельной работы, повторения и обобщения знаний, а также для самостоятельных занятий, ликвидации пробелов во внеурочное время.
Работа со структурной формулой каждой главы ЭОР позволяет оживить процесс обучения, повышает интерес учащихся к предмету, способствует развитию логики мышления. Решается проблема сотрудничества педагога и учащегося, материал усваивается как система. Надо сказать, что работа со структурной формулой не исключает традиционных на уроке доски, мела, рабочей тетради, но работа ученика в значительной степени становится самостоятельной. В отведенный промежуток времени он планирует работу по отдельным структурным единицам так, как считает для себя нужным, при этом главное – быть готовым к контролю, т.е. выполнить соответствующий тест.
Отметим, что электронная модель ЭОР является открытой для развития: она является основой, к которой педагог может добавлять разнообразные обучающие и контролирующие программы по разделам школьного учебника.
Использование наглядности имеет большое значение в обучении учащихся английскому языку. При этом всегда ставится достаточно сложная задача по созданию образовательного пространства, способного раскрыть объективный и субъективный ркружающий мир средствами неродного языка. В условиях школы при ограниченности (в силу различных причин) употребления английского языка такой мир воссоздаётся через наглядность, когда обучение осуществляется “не со словесного толкования о вещах, но с реального наблюдения над ними” [1, с. 57].Педагог может использовать разные предметы наглядности, в образовательных целях моделируя фрагменты реальной или желаемой действительности. При этом данные фрагменты через осуществление учебной коммуникации ассоциируются школьниками с соответствующими иноязычными формами. Как результат, образы неродного языка оказываются для учащихся образами соответствующих фрагментов мира другой страны и народа.
Средства и предметы наглядности в процессе изучения английского языка, бесспорно, являются исключительными по важности при реализации процесса семантизации в развитии логического мышления учащихся, а также предоставляют огромные возможности для овладения ситуативной обусловленностью речи. С помощью наглядности воссоздаются учебные ситуации,позволяющие широко использовать устную коммуникацию и, таким образом, развивать речевую реакция учащихся на различные общественные процессы в мире, на ситуации, которые происходят в жизни ребёнка и его близких, знакомых.Вместе с тем наглядность может быть использована и для построения образовательного диалога между различными учебными предметами, для осуществления межпредметных связей.
Средства наглядности позволяют активизировать у учащихся разные каналы восприятия информации (слуховой, тактильный, зрительный). Правда, следует понимать, что каждый любой предмет наглядности явлется самым важным для развития предметных компетенций учащихся по английскому языку только при грамотном использовании. Необходимо продуманно и целесообразно оценивать дидактические возможности этих предметов. К примеру, при изучении тем «Природа родного края», «Мои увлечения» и др. правильно использовать в качестве наглядности материальные предметы, а также их изображения. При изучении грамматических аспектов английского языка необходимо прибегать к опорным схемам, т.е. графическим изображениям, условным знакам.
Приёмы использования
графических мультимедийных изображений
1. «Повторяй-ка!»
Педагог размещает на экране мультимедийного проектора изображение с рисунком, называет слово, а учащийся повторяет, при этом отрабатывает произношение.
2. «Под диктовку»
Педагог размещает на экране компьютера изображение со словом, затем учащийся диктует слово по буквам остальным, которые записывают. Далее педагог предоставляет вниманию другого учащегося очередную картинку, проверяет в конце учебного занятия правильность написания слов.
3. «Угадай-ка!»
Учащийся подходит к доске и становится спиной к классу. Педагог показывает на экране компьютера рисунок со словом за спиной у ребенка и просит класс описать предмет на английском языке. Задача ученика – угадать слово. Например: “It is big, hot and bright”. “The sun”.
4. «Снежный ком»
Педагог говорит: “I like apples” и показывает на экране компьютера соответствующую картинку. После показывает еще одну картинку и просит ученика повторить сказанное и добавить свое слово. Например, “I like apples and pineapples”. И так по очереди все повторяют сказанное, добавляя свое слово, которое показывает педагог.
5. «Игра шепотом»
Педагог делит учащихся на две команды. На экране мультимедийного проектора размещает графические изображения. Первые участники команд подходят к педагогу, который шёпотом произносит задание: “ Show me the doll, please.”, “ Show me the car.” и так далее. Учащиеся возвращаются к своим командам и шёпотом персказывают задание следующему в цепочке игроку. Когда такая эстафета доходит до последнего игрока команды, он должен максимально быстро выполнить все указания сразу. При условии правильного выполнения всего задания команда получает очко.
графических мультимедийных изображений (презентаций)
Рекомендации:
Приёмы использования аудио- и видеозаписей
Таким образом, учёт возможностей наглядных средств обучения позволяет достигнуть оптимальных условий для многогранного и личностно-ориентированного образовательного процесса.
1. Коменский, Я. А. Великая дидактика»: избр. главы по хрестоматии / Я.А.Коменский. – М.: Просвещение, 1988. – 416 с.